Самый первый аквабайк (он же водный мотоцикл, а позже гидроцикл) был разработан компанией Bombardier около сорока лет назад, в 1968 году. Однако данный факт совсем не означает, что именно с этой даты нужно вести отсчет истории этого вида спорта. Престижные международные состязания по нему на регулярной основе начали проводиться только с 1980-х годов. В России же этот вид спорта получил распространение лишь десять лет спустя: первый чемпионат России состоялся в 1998-м, а первое участие российских аквабайкеров на мировом первенстве пришлось на 2000 год. Так что, несмотря на то, что водный мотоцикл существует уже сорок лет, аквабайк как самостоятельный вид спорта довольно молод. Этим фактом обусловлены те проблемы, которые сегодня актуальны как во всем мире, так и в России.
За бортом МОК
Аквабайк на мировом уровне контролируется двумя организациями: Международным водно-моторным союзом (UIM) и Международной ассоциацией водно-моторного спорта (IJSBA). Они разрабатывают регламенты и правила соревнований независимо друг от друга, выдают лицензии на различные модели гидроциклов. И, естественно, каждая проводит свои соревнования.
IJSBA каждый год проводит Pro Watercross Tour. Главная дисциплина здесь – водный мотокросс, а сам тур включает восемь чемпионатов и проходит в США. Кроме того, IJSBA курирует первенства Европы, Бразилии, Австралии, Франции, Таиланда, Великобритании, международный турнир под названием «Королевский кубок». Гонки проводятся в 34 классах, к ним относятся и семь профессиональных. UIM же с 1996 года устраивает мировые первенства по аквабайку. Соревнования проходят по трем основным дисциплинам: гонка (быстрое прохождение трассы с общим стартом), слалом (соревнования на скорость в условиях сложной водной трассы, которую соперники преодолевают поочередно несколько раз) и фристайл (фигурное катание). Плохо это или хорошо, но иногда между организациями вспыхивают довольно жесткие споры, что, кстати, подтверждают и мнения некоторых российских и западных спортсменов.